Кардиология (детская)

Как бьется сердце малыша — первое, что мама слышит, делая узи во время беременности. Сердечно-сосудистая система ребенка начинает формироваться еще внутриутробно. Со 2-3-й недели закладываются крупные сосуды, к 6-й неделе устанавливается артериальный кровоток, а к 10-12-й — венозный. Начиная с 8-й недели внутриутробного развития основные структуры сердца уже полностью функционируют.

Когда ребенок появляется на свет, сердечно-сосудистая система перестраивается и адаптируется к новым условиям. Поэтому новорожденного обязательно должен осмотреть детский кардиолог. Чтобы проверить, как все работает, нет ли сбоев или кардиопатологии, в возрасте 1 месяц ребенку проводят УЗИ сердца. Если нарушений не обнаружится, то на профилактический осмотр к детскому кардиологу нужно будет прийти с ребенком уже в возрасте 1 года. Но иногда может потребоваться консультация специалиста и раньше — если педиатр, детский невролог или эндокринолог заметит тревожные симптомы, он даст направление к врачу-кардиологу. Некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы возникают уже в самом раннем возрасте.

Какие болезни лечит детский кардиолог?

• Пороки сердца (ВПС, шумы в сердце)
  • Артериальная гипертензия
  • Воспалительные заболевания сердца (миокардит, эндокардит, перикардит)
  • Аритмия (нарушения сердечного ритма — блокады, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, тахикардия, экстрасистолия и т.д.)
  • Кардиомиопатия (изменение структуры сердечной мышцы)
  • Вегетососудистая дистония (ВСД)
  • Легочная гипертензия
  • Нарушения артериального давления
  • Ревматизм

Рекомендуемые осмотры и обследования у детского кардиолога

• 1 месяц — УЗИ сердца, чтобы исключить врожденный порок сердца
  • 1 год — ЭКГ для мониторинга ритма и проводимости
  • 6 лет (перед школой) — УЗИ сердца и ЭКГ, чтобы оценить работу сердечно-сосудистой системы в период первого ростового скачка
  • 13-15 лет (пубертатный период) — ЭКГ, период второго ростового скачка, когда резко меняется и гормональный фон
  • 17 лет — контрольное ЭКГ перед взрослением

Как проходит осмотр ребенка детским кардиологом?

Врач-кардиолог расспрашивает родителей о состоянии ребенка и об имеющихся жалобах, задает вопросы, помогающие определить наличие проблем со стороны сердечно-сосудистой системы. Во время осмотра оценивает состояние кожных покровов и слизистых оболочек, измеряет пульс и артериальное давление, прослушивает сердце. Может назначить дополнительные обследования (ЭКГ, УЗИ сердца и сосудов, рентген, МРТ и т.д.).

Когда нужна консультация детского врача-кардиолога?

• У новорожденного — плохая прибавка в весе, посинение конечностей, губ и языка
  • Жалобы на боль в груди (в области сердца)
  • Появление боли в животе при занятиях спортом
  • Плохая переносимость ребенком физических нагрузок, быстрая утомляемость, появление одышки
  • Частые головные боли
  • Головокружения, обмороки
  • Профилактический осмотр перед записью ребенка в спортивную секцию, участием в соревнованиях

В Клинике Ильи Труханова в Куркино можно записаться на прием к детскому кардиологу и пройти диагностику сердца и сосудов.

Бакаева Зарема Ахметовна
Врач-детский кардиолог, педиатр