Маммология

Маммолог — еще один доктор, посещать которого регулярно следует каждой женщине. Это специалист, который занимается профилактикой, диагностикой и лечением заболеваний молочной железы. Причем не только физиологических, инфекционных и воспалительных процессов, но и рака груди. Учитывая, что сегодня патология молочной железы выявляется и у молодых женщин, профилактический осмотр рекомендуется проходить 1 раз в год, начиная с 18 лет, и обязательно — при появлении любых тревожных симптомов. Наряду с этим ежемесячно полезно проводить самоосмотр груди. Это позволит выявить заболевания молочных желез на самой ранней стадии и предотвратить осложнения.

Поводы для консультации у врача-маммолога

• Любые гормональные нарушения
  • Нарушения менструального цикла
  • Перименопауза (пред- и постменопауза)
  • Прием любых гормональных препаратов
  • Профилактическое ежегодное обследование
  • Оценка риска патологии молочной железы, особенно если есть наследственная предрасположенность
  • Консультация по вопросам грудного вскармливания
  • Обнаружение уплотнений в груди, появление болей, выделений из сосков, увеличение или асимметрия одной из молочных желез, изменение формы и цвета сосков, отечность кожи в области груди, увеличение подмышечных лимфоузлов

В Клинике Ильи Труханова в Куркино можно получить консультацию опытного врача-маммолога, выполнить УЗИ, при необходимости МРТ молочных желез, пройти генетическое обследование на предрасположенность к раку (BRCA-1, BRCA-2, CHEK2).

Самообследование молочной железы

По статистике, более 60% женщин обнаруживают у себя различные нарушения (уплотнение, отделяемое из сосков, изменение формы, размеров, цвета кожи молочных желез, увеличение лимфоузлов) благодаря регулярному самостоятельному осмотру. Такое самообследование, конечно же, не может заменить осмотр специалиста, УЗИ, МРТ молочных желез или маммографию (рентген молочных желез), но помогает не пропустить патологию, в том числе онкологию, и выявить ее на самой ранней стадии, когда возможность остановить развитие злокачественного процесса достигает 96%.

Обследование груди следует проводить ежемесячно на 5-9-й день менструального цикла, когда изменения, связанные с гормональными колебаниями, минимальны, молочные железы хорошо прощупываются и лучше всего обнаруживаются различные уплотнения. Женщинам в менопаузе — в одно и то же число каждого месяца.

Что должна включать самодиагностика груди?

• Визуальный осмотр молочных желез перед зеркалом в трех положениях: с вытянутыми вдоль тела руками, с поднятыми над головой руками, при наклоне под углом 45 градусов.
  • Тактильный осмотр (ощупывание) молочных желез, сосков с ареолами и подмышечной впадины. Для этого поднимите сначала одну руку и заведите ее за голову. Второй рукой начинайте ощупывать грудь. Так же проведите осмотр другой груди. Для более легкого скольжения нанесите на пальцы крем.

На что важно обратить внимание?

• Молочные железы симметричны?
  • Контуры груди ровные или деформированы?
  • Есть ли покраснения кожи?
  • Наблюдается ли втяжение кожи или соска?
  • Возникают ли болевые ощущения при прикосновении к молочной железе?
  • Обнаруживаются ли на ощупь уплотнения, неровности, «шишки»?
  • Появляются ли выделения при надавливании на соски?
  • Увеличены ли лимфатические узлы, расположенные в области подмышек?

Причины появления образований в молочной железе

• Лактостаз – застой, задержка молока в выводных протоках молочной железы кормящей женщины.
  • Мастит — воспалительный процесс, который развивается при попадании инфекции. Часто сопровождается отеком вокруг уплотнения, а также повышением температуры тела.
  • Инфекционные заболевания — туберкулез, сифилис.
  • Фиброзно-кистозная мастопатия — заболевание, при котором нарушается соотношение эпителия и соединительной ткани. Развивается при гормональном дисбалансе — избытке эстрогена и дефиците прогестерона. В груди могут обнаруживаться как одиночные, так и множественные очаги уплотнений.
  • Механические травмы молочной железы — могут привести к образованию гематомы, которая проявляется болезненной припухлостью. Возможно появление кровянистых выделений из соска.
  • Кальцинаты — скопления солей кальция в молочной железе. Образуются из-за застоя грудного молока, возрастных изменений или эндокринных заболеваний. На ощупь похожи на плотные узелки, как правило, безболезненные.
  • Доброкачественные образования — фиброаденома, киста, аденома, фиброма, липома.
  • Злокачественные образования — вначале представляют небольшой плотный узел. Прорастая в ткани и кожу, со временем утрачивают подвижность.

Факторы риска развития рака молочной железы

• Гормональный дисбаланс — эндокринные заболевания, ожирение, дисфункция яичников.
  • Раннее начало менструального цикла (9-11 лет).
  • Ранний или поздний климакс.
  • Поздние роды (первая беременность после 35 лет).
  • Наличие гинекологических заболеваний (миома, эндометриоз, патология эндометрия, поликистоз яичников).
  • Длительный прием оральных контрацептивов или заместительная гормональная терапия.
  • Наследственный фактор: случаи заболевания раком молочной железы или раком яичников у близких родственников, мутация генов BRCA-1, BRCA-2.
  • Вредные привычки: употребление алкоголя (увеличивает развитие рака на 50%), низкая физическая активность.

Айрапетов Давид Юрьевич
Врач акушер-гинеколог, гинеколог-эндокринолог, репродуктолог, детский гинеколог, врач УЗД, маммолог, к.м.н. / высшая квалификация

Цены на услуги

Прием (осмотр, консультация) врача-маммолога повторный (длительность до 60 минут)